Помощь сайту:

Святыни Храма

  • Икона Божией Матери Владимирская (“Древо государства Российского”).
  • Икона “Благовещение с акафистом”.
  • Чудотворная Грузинская икона Божией Матери (образ прославился в 1654 г. во время моровой язвы).

Престолы храма

  • Троицы Живоначальной.
  • Вмч. Никиты (южный).
  • Свт. Николая (северный).
  • Ап. Иоанна Богослова (в колокольне).
  • Грузинской иконы Божией Матери (в подклете).
  • Праздник Пятидесятницы. День Святой Троицы. Глава из Закона Божия Серафима Слободского.

Праздник Св. Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Св. Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: – и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеками. Первый день Пятидесятницы, т.е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т.е. понедельник – во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.
Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним Богослужением в Троицын день. На сем Богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждено душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне.
В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, – должным посвящением Ему начатков весны.

Икона Божией Матери Грузинская (1658 г.) в России

В Великой России есть страна Двинская, от реки Двины так нарицаемая, прилежащая краем к великому морю Окиану полунощному по нему же и корабли приходят от западных стран в Россию, а река Двина течет в тот великий Океан: есть же в пределах той Двинския области одна река, нарицаемая Пенега, яже течет в ту великую реку Двину, имеющая в себе многие версты. Прилежит же в реке той гора великая и превысокая очень Черная называемая, продолжающаяся до того же великого моря Океана на северную страну, имеющую долготы величество яко пятьсот поприщ, прежде пустой и ненаселяемая человеками была. В лето же от сотворения мира (1603 г.), по некоему откровению Божию, создан был монастырь в горе той во имя Пресвятой Богородицы, от некоего иерея той же страны, именем Мирона, и стал он игуменом монастыря того.

В царство же благоверного Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России, когда Персидский царь Шах Аббас попленил Иверскую землю (1622 г.), и многоцелебную ризу великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа обрел там и взял ее: тогда и иные многие Святыни, и честные иконы Персяне взяли оттуда, и принесли в Персию, не почитания ради (ибо нечестивы они), но да продадут их Российским купцам, поскольку тогда Российские купцы многие были в Персии, и видели их персяне, как честно держат поклонение Святым иконам. Был среди них от прибывших там купцов из града Ярославля (что в Великой России) именем Стефан, приставник имения гражданина Ярославльского, именем Георгий (Лыткин), к тому Стефану Персянин некий принес икону Пресвятой Богородицы, украшенную серебром и золотом, и купил он ее у него (1625 г.). Благочестивый тот муж с великою радостью купил у него честную оную икону: в то же время, когда купил он Святую икону ту в Персии, было некое явление Божие во сне, во граде Ярославле, прежде помянутому господину его Георгию, и сказано: приставник имения твоего, быв в Персии, купит тебе безценный бисер, и когда принесет тебе, пошли его в пределы Двинской области в Черную гору. Георгий, воспряв от сна, много размышлял о видении. Не ведая, что есть бисер, ни места Черныя горы. И по времени пришел из Персии преждепомянутый приставленик имения его Стефан, и принес ему чудотворную икону Пресвятой Богородицы, которую купил в Персии. Он же с радостью ее приял и вспомнил о видении, глаголя: это есть во истину бесценный бисер, о нем же мне в сонном видении было сказано. И вскоре по повеленному ему пошел в пределы Двинской области (Холмогоры), и до монастыря (Красногорскй) Черной горы достиг (22 августа 1629 г.) с честной иконою той Пресвятой Богородицы, которую от названия страны Грузинской нарек Грузинской. И много от имения своего злата и серебра и иных вещей церковных и книг довольно монастырю тому дал. Во время же перенесения той Святой иконы (еще было там и благочестивому мужу тому Георгию), всенощное бдение игумену и братии, совершающим в церкви, монах обители той, именем Питирим, слеп глазами и глух ушами от многих лет и лежавший в больнице монастырской, во время пения того вышел из сени пред келию своей помолится. И молящемуся ему внезапный свет великий осиял его, он же велико ужаснулся о том: ибо от многих лет не видел света, и приял мечтание бесовское быти, и сотворил на себе знамение честнаго Креста, и возвел очи свои на великую гору ту, и видел на ней светлость подобно лучу солнечному светящуюся, и сотворил молитву, тут же начал очами видеть и ушами слышать. И по утреним славословии придя на собор, поведал игумену и братии совершенное ему исцеление: и вси приключившееся там прославиша Бога. Видев же преславное чудо это, благочестивый оный муж Георгий, храм красивейший в монастыре том во славу Пресвятой Богородицы создал (После праздника 22 августа (3 сентября) каждогодно отправляют Грузинскую икону из монастыря в Архангельск “для освящения города и христолюбивых народов” – прим. А.Р.). От Святой же той иконы многие чудеса были, различными недугами одержимые.
Жену некую Неонилу именем, разслабленную бывшую, благодать Пресвятой Богородицы исцелила, и другую именем Феодосия очами страдавшую уврачевала. И человеку некоему именем Кодрат, беснующегося и гонимого бесами сквозь пустыни десять седмиц и ничего не евшаго и уже от голода погибающего в пустыне, Пресвятая Богородица явивилась, и от глада укрепила и путь к дому родителей его показала, и в свою обитель ему к чудотворной Ея иконе придти повелела, совершенное здравие тому подать обещав, что и дала. И иного человека, именем Иоанн, рыболовца суща и на озере утопающего и уже погружающегося, от утопления избавила. И другого человека от приморской страны бывшаго именем Павел год внутреннюю болезнью много страдавшего, явившемуся тому в недуге этом Божественного писания того изучив, и от болезни освободила. Еще и смертноносные многоразличные болезни исцеляя: чревоболезни и опухоли и различные оные зубные болезни и от нечистых духов страждующих и от чарования одержимых: и до сих пор действует неисчетное множество различных чудес. И не токмо там, но и в Царствующем граде Москве от списанной Святой честной иконы, что стоит в церкви Святой Троицы, близ врат Святой Варвары (так же в Раифской обители, Казанской епархии, в Московском Алексеевском монастыре есть Грузинская икона, принесенная с Грузии – прим. А.Р.), многие совершаются чудеса с верою приходящим, во славу рождагося от Нея Христа Бога, со Отцем и Святым Духом славимого, ныне и присно и во веки веков, Аминь.
На всю Москву сохранилось лишь три образа Грузинской иконы Божией Матери.

Первый пребывает в храме Живоначальной Троицы в Никитинках, что по Никитинскому переулку, д. 3 (М. “Китай-город”) и теперь, со дня основания храма в 1628-1634 гг. пребывает Грузинская икона Божией Матери (1654 г. образ прославился как чудотворный во время эпидемии моровой язвы). Для чудотворного образа в 1904 году в подклете был освящен храм во имя Грузинской иконы Божией Матери, по которому храм получил второе название. До 1999 г. храм не был возвращен Русской Православной Церкви и не имел настоятеля. (На фото: Грузинская икона Божией Матери. 1654 г. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках).

Другой образ Грузинской иконы Божией Матери пребывает в действующем с 1991 года храме Живоначальной Троицы в Хорошеве (Карамышевская набережная, 15, м. “Полежаевская”). Храм построен в 1598 году в вотчине Царя Бориса Годунова. В настоящее время в храме служат клирики Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата.

Третий образ пребывает в храме Святителя Мартина Исповедника, папы Римскаго (Вознесения Господня) что в Алексеевской Новой слободе (ул. Б.Коммунистическая, 15, тел. 911-75-40, м.”Таганская” (кольцевая), м.”Марксистская”). Здесь в приделе Ее имени пребывает чудотворный образ Грузинской иконы Божией Матери, прежде находившийся в ныне разрушенном храме Грузинской иконы на Воронцовском поле. Храм действующий с 1991 года. По пятницам в 17 часов служится вечерня и утреня с Акафистом Грузинской иконе Божией Матери.

В столице Российской Империи г. Санкт-Петербурге был только один храм в честь Грузинской иконы Божией Матери. Он был построен при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии, что расположилось на Охте, рядом с церковью Владимирской иконы Божией Матери по проекту знаменитого епархиального архитектора Николая Никитича Никонова. Трехпрестольных каменный храм на 1500 человек в древнерусском стиле XVII века был заложен 20 июля 1903 года. Храм имел высокую шатровую двухъярусную колокольню над входом и обощолся в 150 тысяч рублей. Внизу находилась часовня, освященная 12 декабря 1914 года, на втором этаже располагались кельи, а на третьем сам храм.

Главный престол освятили 6 февраля 1905 года. Церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери просуществовала до 1934 года, еще через год ее снесли и на ее месте построили школу.