Исключением является сотрудник Центра восточноазиатских исследований имени Дж.К. Фейрбенка Гарвардского университета, ныне преподающий в Пекине проф. К.А. Шлефогт. Он упрекнул мировую прессу в необъективности, поскольку средства массовой информации намеренно закрывают глаза на то, что «Фалуньгун» манипулирует своими членами, воспитывая в них беспрекословное подчинение и подавляя их волю, обожествляет своего руководителя и преследует цель обогащения узкой группы лиц, а также своей практикой наносит прямой вред здоровью людей. «Решительные действия властей исключительно важны, – пишет он, – поскольку культы лишают людей способности к самозащите. Последователи «Фалуньгун» попали в ловушку, сами того не осознавая. Истинные преступники – это те, кто руководит сектой» (China Daily, August 18, 1999). К.А. Шлефогт отметил, что множество других направлений цигун имеют возможность по-прежнему развиваться в Китае. Как показало дальнейшее развитие событий, здесь он был не совсем прав.
30 Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-IV). 4,h Edition. Wash., 1994. P. 847.
31 В тех случаях, когда цитируется эта книга, в тексте в скобках указывается только номер страницы.
32 Ли Хунчжи сам широко использует понятие «ересь», имея в виду различные новые религии и секты, проникающие в Китай (Чжу- ань фалунь. С. 52).
34 Символика «Фалуньгун» уходит корнями в буддийско- даосскую традицию. Тем не менее, Ли Хунчжи оговаривается, что символ не имеет никакого отношения к фашистам: «Некоторые говорят: этот знак гУ похож на гитлеров (так в тексте. -Авт.). Скажу вам, что этот знак сам по себе не представляет какую-либо концепцию о классах» (с. 93).
35 Один из последователей секты, проживающий в Москве, выступил на конференции, посвященной «Фалуньгун». Ее провели с помощью «шведских товарищей» в сентябре 1999 года в Санкт- Петербурге. Он поделился с коллегами методом улучшения «дэ»: для этого лучше всего в час пик оказаться в транспортной пробке. Кругом злоба, а ты сидишь себе и горделиво наращиваешь «материю нравственности» (данные русского сайта «Фалуньгун» в Интернете; который, видимо, также содержится китайцами).
36 Парибок А. Кундалини. – Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., 1996. С. 249-250.
Leave a Reply