У Ли Чаншоу обнаруживаем и противоположные мотивы. Оказывается, что Бог Отец следил за распятым Христом и «суд Божий над заменившим нас Христом продолжался три часа». Спаситель, однако, не страдал на кресте, а «работал» для «уплаты нашего долга»255 (в другом месте Ли Чаншоу почему-то вздумалось сказать, что Христос на кресте «спал»)256. Все подобного рода рассуждения могут сопровождаться утверждением о том, что «все три Божественные главы существуют одновремен-
но и сосуществуют» . Сосуществуют в ЦДС и беспорядочные представления о Боге, оставшиеся от радений Уитнесса Ли. Выясняется, что Бог Отец якобы предоставил Христу место Господа Вседержителя. Делая вывод о том, что Иисус Христос преобладает в Троице (хотя секта на словах и признает Троицу как единую в трех лицах) , ЦДС нарушает учение о равенстве трех лиц Бога.
В рассуждениях Уитнесса Ли проскальзывают и пантеистические мотивы, которые, конечно, объясняются «верными» как поэтические образы. Например, он не только расширяет число лиц Троицы, объединившихся в Иисусе: Отец, Сын, Дух, Господь и Христос, – но и добавляет к этому «другие пункты» (other items). Имеется в виду, что Иисус Христос ко всему прочему является «светом, жизнью, воздухом, водой, едой, одеждой и жильем». Иисус Христос почитается в ЦДС одновременно как истинный Бог и истинный человек, но далее начинается ересь. Чтобы разобраться в ней подробнее, следует прежде рассмотреть, как Ли Чаншоу понимает человека.
С его точки зрения (основывающейся на «откровении свыше»), человек был создан не по подобию Божию, но лишь как кандидат на уподобление. «Человек был создан нейтральным по отношению к Богу и сатане. Намерение Бога состояло в том, чтобы этот нейтральный, невинный человек принял Бога в себя, чтобы Бог и человек, человек и Бог были бы слиты воедино»259. Однако в результате грехопадения Адама сатана поселился в теле и душе человека, слившись с человеческим «я». Ужасающим следствием этого стал паралич духа. «Когда человек пал, Сатана (так в тексте. – Авт.) в облике древа познания добра и зла вошел в человека. Этот вход Сатаны в человека был его вхождением в человеческое тело… к телу… добавился еще один элемент, чужерод-ный элемент, и оно стало плотью… плоть имеет два элемента – один элемент, сотворенный Богом, и другой элемент, который есть сам Сатана… Грех – это живая личность»260. Остается неясным, почему существование плоти начинается только под воздействием дьявола, хотя в ней есть и «элемент», сотворенный Богом?
Leave a Reply