Экклесиологические взгляды Уитнесса Ли являются развитием идей Ни Тошэна. Вочман Ни полагал, что история развития христианской церкви таинственным образом описана в образе семи церквей Апокалипсиса. Первый период – Эфесский (Ни Тошэн видел в названии скрытый смысл: «достойный восхищения»): в это время церковь еще «в духе», а Николаиты (Откр. 2:6) получают отпор. Ни, а вслед за ним и Уитнесс Ли толковали слово «николаиты» не как обозначение гностической секты, названной так по имени основателя, а как якобы зашифрованное обозначение [греч., NucoXamjq = vucdco] тех, кто хочет подчинить своей власти простых верующих (сектанты намекают на зарождающееся духовенство, которого не признают). Второй период – Смирнский (трактовка – «безрадостный», «горький»): время усиления внешних гонений, а также обострения противостояния христианской духовности и иудейской приземленное™ (Откр. 2:8). Третий период – Пергамский (что якобы означает «объединение»): христианство становится государственной религией, из-за соединения власти и религии духовность приходит в упадок; распространяется развратное учение Валака (Отар. 2:14), «николаитство» господствует. Ни Тошэн указывал, что, несмотря на падение церкви, следует возлагать надежды на верных свидетелей вроде Антипы (Откр. 2:13) (трактовка – «восстающий против всех»). Четвертый период – Фиатирский (предлагаемое значение – «благовонное жертвоприношение») – будет продолжаться до Второго Пришествия. В этом периоде господствует Римско-католическая Церковь, которую Ни Тошэн называет Иезавелью, поклоняющейся идолам, подменившей истинное вероучение мифами. Католическая Церковь будет дожидаться Страшного суда, писал Ни Тошэн, хотя и полагал, что есть «духовные» католики вроде квиетистов. Пятый период – Сардийский (трактовка – «остаточный»): это время реформации, однако и здесь наблюдаются элементы упадка, хотя протестантизм также не уйдет в небытие до Страшного суда. Шестой период – Филадельфийский («время братской любви»): Ни Тошэн полагал, что главным содержанием периода стало возникновение Плимутского братства, в котором якобы все разделения между верующими преодолевались пребыванием в духе и любви. Седьмой период – Лаодикийский (смысл – время вульгаризации церковной жизни): духовные знания
не могут удержать верующих на должной высоте служения, наступает упадок . По сути дела, взгляды Ни Тошэна практически ничем не отличались от получившей распространение на Норфилд- ской конференции теории Дарби о периодизации Божьего промысла о Церкви (dispensationalism – учение о Божественном предопределении) на основе буквального толкования текста пророчеств213. Такой апокалиптизм предполагал наступление тысячелетнего царства верных после Второго Пришествия Христа214.
Leave a Reply