Помощь сайту:

История Христианства в Китае (Петр Иванов) ч.1

Христианство раздражало, поскольку китайские патриоты- националисты не могли принять того факта, что истина пришла в Китай извне. Отсюда бесконечные попытки «китаизации» – и в прошлом, и ныне, в Гонконге и на Тайване, где интенсив­но обсуждается путь укоренения христианства в местной поч­ве (бэньсэхуа –                Возникло  течение,     yазывающее   себя «китайским христианским богословием». А конечным про­дуктом этого процесса стали многочисленные харизматиче­ские секты агрессивного типа, вроде «церкви дома собраний» Уитнесса Ли, получившей распространение даже в России и странах Восточной Европы.

Ограничиться идеологической ксенофобией как основным поводом для ненависти китайцев к христианству было бы непра­вильно. Нельзя забывать, что антихристианские движения в Ки­тае черпали силы из еще более грязных источников. Сначала это было языческое сопротивление, описывавшееся в марксистской ис­ториографии как справедливый подъем национально- освободительной борьбы. Здесь ненависть к иностранцам логи­чески требовала уничтожения и миссионеров вместе с их жена­ми и малолетними детьми. В 1919 г. антиимпериалистическое движение опять приобрело антихристианский оттенок. Патрио­тическое сознание чувствовало себя оскорбленным не только повсеместным присутствием держав и привилегиями, которыми те пользовались, но и религиозным «засильем» европейцев. В общем потоке подверглись осуждению и христианские школы и университеты, и больницы, и приюты. Конечно, масла в огонь подливали большевики, внесшие через свою агентуру дополни­тельный импульс в антихристианское движение. Но и китайцы, причем часто далекие от коммунизма, не отставали. Например, будущие лидеры Младокитайской партии – Цзэн Ци и Ли Хуан, получившие образование в иезуитском университете, всю жизнь рьяно выступали за ликвидацию миссионерских школ.

В целом видится поразительная преемственность, идущая от ихэтуаней к коммунистам. И те и другие, например, с удиви­тельным единодушием настаивали на том, что в христианских приютах китайские младенцы подвергались кощунственным надругательствам. В противовес этой клевете, к сожалению, вы­двигалась лишь такая альтернатива – оставить подкидышей умирать на улице.

Между тем и современное образование, и современное здра­воохранение, и современная гуманитарная наука в Китае в пер­вой половине XX в. формировались при самом непосредствен­ном участии миссионеров. Доля специальных и высших учебных заведений, созданных христианами в Китае, просто поразитель­на – от 12 до 20% в 1920-1940 гг. (Все сказанное в основном ка­сается успехов западных миссионеров, чье усердие в большин­стве случаев получало существенную финансовую поддержку из-за границы.) Нет оснований отрицать и современную модер­низирующую роль христианства в китайском обществе.

Часть 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>