Несмотря на неоднократно декларированную независимость от западных миссионеров, Вочман Ни поддерживал с некоторыми из них тесные связи и получал не только моральную, но и финансовую поддержку. Речь прежде всего идет о лондонском отделении Плимутского братства, которое в начале 1920-х гг. возглавлял Джеймс Тейлор. Вочман Ни несколько раз побывал в Англии, впервые в 1933 г., и, как отмечает американский исследователь М. Рубинстайн161, получил финансовую поддержку от братства. В конце 1930-х гг. произошел разрыв. С одной стороны, Ни Тошэн не желал оставаться под влиянием иностранной церкви и стремился к полной самостоятельности, что вполне соответствовало распространенным в то время в Китае националистическим настроениям. Он созидал «чистую», «не иностранную церковь». С другой стороны, исповедовавшее жесткий изоляционизм «закрытое» братство не смогло простить Вочману Ни участия в «преломлении хлеба» в «чужой» христианской общине Онор Оак, возглавлявшейся миссионером Т. Остин Спарксом, ставшим впоследствии близким другом Ни162. Уже опираясь на сотрудничество со Спарксом, Ни Тошэн совершил в конце 1930-х гг. поездки в Англию, Германию, Францию, Норвегию, Данию, Швецию и Индию, где собирал средства для ЦДС163.
В наследство от разрушенной дружбы Ни Тошэну и его церкви достались не только богословские воззрения «закрытого» братства, но и сборник религиозных песнопений, называвшийся ~
«Гимны малого стада» . Впоследствии среди китаиских христиан группа Вочмана Ни получила прозвание «малого стада» [little flock, сяоцюнъ]. По прошествии времени сборник пополнился произведениями Ни и его преемника Уитнесса Ли165.
В 1938 г. ЦДС уже имела отделения во многих провинциях Китая, а 128 постоянных сотрудников церковной администрации, называвшиеся «апостолами», путешествовали из одной общины в другую и направляли духовную жизнь верующих. В 1939 г. Ни Тошэн отошел от активной проповеднической деятельности и ушел в бизнес. Вместе с братом он основал в оккупированном японцами Шанхае фармакологическую фабрику, приносившую ему немалый доход, за что получил осуждение части верующих167. Несмотря на условия военного времени, Ни Тошэн регулярно курсировал между военной столицей Чан Кайши – Чунцином и захваченным врагом Шанхаем168. Еще на начальном этапе антияпонской войны он поставил себя над конфликтом между двумя государствами, мотивируя это тем, что все происходит по воле Божьей, а потому не имеет смысла молиться ни за победу китайцев, ни за поражение японцев. Как бы то ни было, но к окончанию войны секта Вочмана Ни была одной из самых богатых религиозных групп в Китае.
Leave a Reply