Обращаясь к выступлениям и статьям Сунь Ятсена в послереволюционный период, мы видим две тенденции. Первая заключалась в более или менее отчетливом стремлении сохранить дружественные отношения с миссионерами, поддержать китайских христиан. Скорее всего это было соединением следования конъюнктуре, благодарности за поддержку в прошлом или проявлением собственной сопричастности.
Вторая тенденция носила критический характер. Сунь Ятсен признал «несовершенства» религии, будучи уверен в том, что она терпит поражение от новых достижений науки. 26 июля 1918 г. он пишет письмо своему сыну (Сунь Кэ, который также был христианином)86 и сообщает о только что прочитанной книге Э. Уайта «История борьбы науки с богословием в христианстве», дает ей высокую оценку и рекомендует также почитать книгу «Крах религии» (неясно, что это за текст) . Выступая перед Всекитайской ассоциацией молодежи в Гуанчжоу в октябре 1923 г., Сунь Ятсен опять вдается в рассуждения об отношениях между религией и наукой, видя главное расхождение во взглядах на происхождение человека (дарвинизм продолжал его мучить). По мнению Сунь Ятсена, религию называли суеверием из-за ее приверженности древним писаниям. Поэтому он утверждал, что «сравнивая религию и науку, последней следует отдать предпочтение»89. Здесь очевидно влияние впитанного Сунь Ятсеном от его учителей сайентизма, выросшего из обмирщенности рационалистического сознания. Он, видимо, что-то слышал и о протестантских попытках «демифологизации» и «десакрализации» (например, Р. Бультман становится известен именно в начале 1920-х гг.).
Однако Сунь полностью не отказался от веры, которая, по его мнению, помогала человеку соединиться с Богом или с «небом». Эволюция не заканчивается на превращении животного в человека, утверждал он. Теперь человеку предстоит изменяться в направлении обожения шэньхуа. Прогресс человечества достигнет высшей точки, когда место звериного начала в человеке займет божеское90, что понималось исключительно в плане нравственного самосовершенствования. Именно в этом контексте следует понимать его выступление перед христианской молодежью в Гуанчжоу в октябре 1923 г., когда он поддержал лозунг «личность жэнъгэ спасет государство», имея в виду человеческое достоинство, основывающееся на моральном совершенстве91.
Leave a Reply