Помощь сайту:

История Христианства в Китае (Петр Иванов) ч.1

Обращаясь к выступлениям и статьям Сунь Ятсена в после­революционный период, мы видим две тенденции. Первая за­ключалась в более или менее отчетливом стремлении сохранить дружественные отношения с миссионерами, поддержать китай­ских христиан. Скорее всего это было соединением следования конъюнктуре, благодарности за поддержку в прошлом или про­явлением собственной сопричастности.

Вторая тенденция носила критический характер. Сунь Ятсен признал «несовершенства» религии, будучи уверен в том, что она терпит поражение от новых достижений науки. 26 июля 1918 г. он пишет письмо своему сыну (Сунь Кэ, который также был христианином)86 и сообщает о только что прочитанной книге Э. Уайта «История борьбы науки с богословием в христианстве», дает ей высокую оценку и рекомендует также почитать книгу «Крах религии» (неясно, что это за текст) . Выступая перед Все­китайской ассоциацией молодежи в Гуанчжоу в октябре 1923 г., Сунь Ятсен опять вдается в рассуждения об отношениях между религией и наукой, видя главное расхождение во взглядах на происхождение человека (дарвинизм продолжал его мучить). По мнению Сунь Ятсена, религию называли суеверием из-за ее при­верженности древним писаниям. Поэтому он утверждал, что «сравнивая религию и науку, последней следует отдать предпоч­тение»89. Здесь очевидно влияние впитанного Сунь Ятсеном от его учителей сайентизма, выросшего из обмирщенности рацио­налистического сознания. Он, видимо, что-то слышал и о протес­тантских попытках «демифологизации» и «десакрализации» (на­пример, Р. Бультман становится известен именно в начале 1920-х гг.).

Однако Сунь полностью не отказался от веры, которая, по его мнению, помогала человеку соединиться с Богом или с «не­бом». Эволюция не заканчивается на превращении животного в человека, утверждал он. Теперь человеку предстоит изменяться в направлении обожения шэньхуа. Прогресс человечества достигнет высшей точки, когда место звериного начала в чело­веке займет божеское90, что понималось исключительно в плане нравственного самосовершенствования. Именно в этом контексте следует понимать его выступление перед христианской молодежью в Гуанчжоу в октябре 1923 г., когда он поддержал лозунг «личность жэнъгэ спасет государство», имея в виду человече­ское достоинство, основывающееся на моральном совершенстве91.

Часть 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>