Помощь сайту:

История Христианства в Китае (Петр Иванов) ч.1

Как пишет известный тайваньский публицист Ли Ао, «Сунь Ятсен ради Христа начал учиться медицине, а занятия медици­ной привели его к революции»66. Нельзя сказать, чтобы он пол­ностью отошел от христианства, но взгляды Сунь Ятсена пре­терпели изменения. Японский революционер-христианин Мияд­заки Торадзо писал об этом так: «Религиозные убеждения юно­сти в большинстве случаев имеют сентиментальные истоки. Под воздействием рационального осмысления рассудочность возрастает, и на середине жизненного пути вера может поколе­баться. Похоже, что Ятсен прошел такой же путь. Он говорил мне: “Моя христианская вера постепенно сокращалась в про­цессе научных занятий. Во время обучения медицине в Гонкон­ге я почувствовал, что в христианской теории не хватает логи­ки. Я начал больше читать книг по философии и стал склонять­ся к эволюционизму, но в то же время не отказался от христи­анства полностью”»67. Это очень важное свидетельство, кото­рое, во-первых, подтверждается и самим Сунь Ятсеном в отно­шении его настойчивого интереса к дарвинизму68 и, во-вторых, объясняет суть последующих отношений «отца государства» с христианством.

Сунь Ятсена смущало кажущееся торжество материалисти­ческого сциентизма, который представлялся ему гораздо логич­нее и ближе к истине, чем христианское учение о происхожде­нии мира. Перед Сунем встала проблема примирения христиан­ства и теории эволюции.

Найденный им выход из тупика оказался классически ки­тайским. Евангельскому учению была присвоена роль револю­ционной теории (с сильнейшим акцентом на этическом аспекте – поклон в сторону конфуцианства), а мистическая сторона веры была отброшена как ненаучная69. Ван Чунхуэй писал в своих воспоминаниях, что, обучаясь медицине в Гонконге, Сунь Ятсен часто вместе с друзьями обсуждал «идеалы Иисуса» и ценности революции, приходя к выводу, что жертвенность христианства и стремление революционеров бороться за спасение государства и счастье народа – это одно и то же70. Такое специфическое «рево­люционное богословие» оставалось глухим к евангельскому призыву стяжать Царствие Небесное. Сунь Ятсен и его товари­щи волею исторического курьеза впали в то же заблуждение, в котором оказались многие свидетели земной жизни Спасителя. Иисус Христос был почитаем и теми и другими как грядущий земной царь. Как будто ученики западных миссионеров никогда не читали слов из Евангелия от Иоанна (18:36): «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служи­тели Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иу­деям; но ныне Царство Мое не отсюда».

Часть 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>