Весной 1883 г. Сунь Ятсен перешел в колледж Оаху, находившийся в ведении Американского совета руководителей ино
странных миссий. В те годы это было наивысшее по уровню предоставляемого образования учебное заведение на Гавайях.
! Здесь у него созрело желание принять крещение, но, не достиг- ,, нув еще возраста 17 лет, он должен был по существовавшим правилам получить разрешение семьи. В отсутствие родителей решение принадлежало старшему брату Сунь Дэчжану. А тот придерживался жестких консервативных конфуцианских взглядов и предпочел отправить брата на родину, чем допустить его _ обращение в «варварскую веру» (так случилось, что впоследствии и жена, и внуки Дэчжана стали христианами).
Сунь Ятсен вернулся в Китай в июле 1883 г. По свидетельству У Цзинсюна, он привез с собою из Гонолулу Библию и ^ежедневно ее читал54. Отец осудил его интерес к христианству и ; приказал идти на поклонение в местный храм Северного импе- : ратора. Не посмев ослушаться, Сунь все же выразил свой про- тест и на следующий день вместе с другом детства Лу Хаодуном I ; попортил идола, отрезав пальцы у изображения «госпожи золо- тых цветов», чтобы доказать, что из них не потечет кровь. Гнев односельчан был настолько велик, что пришлось уехать в Гонконг. Интересно, что Сунь Ятсен квалифицировал языческое многобожие соотечественников в конфуцианских терминах как «непристойные жертвоприношения». Заслуживает внимания то обстоятельство, что молодой бунтарь не подвергся особенным репрессиям со стороны семьи. Объяснение находим уже позже в интервью Сунь Ятсена лондонскому журналу «Стрэнд мэгэ зин» в марте 1912 г. Оказывается, его отец к тому времени уже к изменил свои религиозные воззрения, а в 1885 г. сам стал христианином и сотрудничал с Лондонским миссионерским обществом55. Китайский историк Чжан Цзыжун, однако, подвергает эти сведения сомнению56.
Leave a Reply