Помощь сайту:

История Христианства в Китае (Петр Иванов) ч.1

Важный дополнительный фактор, влияющий на существо­вание христианских церквей и сект на острове – это общая нерелигиозность тайваньского общества. Живут лишь отдельные традиции, но практикующих верующих (любой религии) ма­ло, в основном же господствует полная секулярность в соче­тании с соблюдением внешней формальной обрядности. Мно­гие считают, что необходимо эту форму наполнить христиан­ским содержанием. Ван Уцун полагает, что имеющиеся в Ки­тае элементы древней религии и есть то, что должно быть со­отнесено с христианством. Прежде всего пантеон: Бог должен быть соотнесен с небом традиционных верований, кроме того, существуют обожествленные силы природы – духи, общие этнические предки и духи умерших предков.

Как строить с ними отношения: например, в плане привыч­ных жертвоприношений? Предлагается, чтобы, исходя из тради­ционных представлений о поклонении богам, почитали истинно­го Бога. То же относится и к жертвоприношениям, которые сле­дует «возвысить» с языческого уровня до монотеистического. Гадание надо заменить молитвой к Богу. Веру в метемпсихоз преобразовать в обожение человека через соединение со Хри­стом: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Иоанн, 15:4). Такой под­ход, как представляется, не без некоторой наивности наукооб­разно называется функциональной подменой46.

Ту дилемму, перед которой стоит современное христианство в Китае, достаточно четко иллюстрируют слова другого тайвань­ского пастора – Ли Чжижэня, который в своей книге47 указывает, что возрождение христианства (а после 1960-х годов не наблю­дается значительного роста церквей любой деноминации48) на Тайване возможно только на почве национальной культуры. В связи с этим рассматривается весьма важный вопрос о поклоне­нии предкам и погребальных обрядах китайцев. Автор предлага­ет использовать опыт католиков и пресвитериан, принявших в этом вопросе данность тайваньской культурной действительности.

Статистические данные за 2000 г. показывают, что протес­тантов на острове 593 тыс. человек, церквей – 3875, пасторов – 2554 и более тысячи иностранных проповедников49. Говоря о всем спектре протестантских церквей и сект, в обилии практикующих на Тайване, следует еще раз отметить основные направления их дея­тельности: проповедь Евангелия, богослужение, социальное служе­ние – школы, детские сады, больницы. Интересно, что секулярное государство даже евангелическую семинарию, как и все храмовые здания, отдало под надзор не министерству образования, а – внут­ренних дел. Обширна издательская и культурная деятельность: публикуется множество книг и журналов. Регулярно проводятся разнообразные культурные мероприятия. Разные адресаты пропо­веди: городская интеллигенция, не в последнюю очередь студенче­ство, причем наиболее активно вовлекается оно в харизматические секты типа «церкви дома собраний».

Часть 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>