Важный дополнительный фактор, влияющий на существование христианских церквей и сект на острове – это общая нерелигиозность тайваньского общества. Живут лишь отдельные традиции, но практикующих верующих (любой религии) мало, в основном же господствует полная секулярность в сочетании с соблюдением внешней формальной обрядности. Многие считают, что необходимо эту форму наполнить христианским содержанием. Ван Уцун полагает, что имеющиеся в Китае элементы древней религии и есть то, что должно быть соотнесено с христианством. Прежде всего пантеон: Бог должен быть соотнесен с небом традиционных верований, кроме того, существуют обожествленные силы природы – духи, общие этнические предки и духи умерших предков.
Как строить с ними отношения: например, в плане привычных жертвоприношений? Предлагается, чтобы, исходя из традиционных представлений о поклонении богам, почитали истинного Бога. То же относится и к жертвоприношениям, которые следует «возвысить» с языческого уровня до монотеистического. Гадание надо заменить молитвой к Богу. Веру в метемпсихоз преобразовать в обожение человека через соединение со Христом: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Иоанн, 15:4). Такой подход, как представляется, не без некоторой наивности наукообразно называется функциональной подменой46.
Ту дилемму, перед которой стоит современное христианство в Китае, достаточно четко иллюстрируют слова другого тайваньского пастора – Ли Чжижэня, который в своей книге47 указывает, что возрождение христианства (а после 1960-х годов не наблюдается значительного роста церквей любой деноминации48) на Тайване возможно только на почве национальной культуры. В связи с этим рассматривается весьма важный вопрос о поклонении предкам и погребальных обрядах китайцев. Автор предлагает использовать опыт католиков и пресвитериан, принявших в этом вопросе данность тайваньской культурной действительности.
Статистические данные за 2000 г. показывают, что протестантов на острове 593 тыс. человек, церквей – 3875, пасторов – 2554 и более тысячи иностранных проповедников49. Говоря о всем спектре протестантских церквей и сект, в обилии практикующих на Тайване, следует еще раз отметить основные направления их деятельности: проповедь Евангелия, богослужение, социальное служение – школы, детские сады, больницы. Интересно, что секулярное государство даже евангелическую семинарию, как и все храмовые здания, отдало под надзор не министерству образования, а – внутренних дел. Обширна издательская и культурная деятельность: публикуется множество книг и журналов. Регулярно проводятся разнообразные культурные мероприятия. Разные адресаты проповеди: городская интеллигенция, не в последнюю очередь студенчество, причем наиболее активно вовлекается оно в харизматические секты типа «церкви дома собраний».
Leave a Reply