К 1968 г. на Тайване работало уже более 700 иностранных проповедников, значительную часть их составляли евангелисты43. На острове получили широкое распространение миссионерские школы. В повседневной жизни людей важную роль играла экономическая помощь, поступавшая от христиан Запада. Нельзя игнорировать и приверженности христианству таких лидеров страны, как Чан Кайши, Цзян Цзинго и Ли Дэнхуэй. Принятие вслед за ними новой веры стало одним из способов приобщения к политической элите.
Если применить модель, предложенную американским исследователем тайваньского протестантизма М. Рубинштейном , то присутствующие здесь деноминации можно разделить на три направления.
Первое – класическое, включающее лютеран, различные баптистские церкви, тайваньскую миссию Божьего собрания (Assemblies of God), представляющую одну из крупнейших пятидесятни- ческих сект в США, пресвитерианскую церковь. В их деятельности главное внимание уделялось развитию церковной организации посредством проповеди, социального служения и образования.
Второе направление являет собой воплощение парадигмы моста. Сюда относится Китайская евангелическая семинария в Тайбэе, созданная в конце 1960-х гг. и обслуживающая почти все деноминации. К этой же категории относится «церковь дома собраний» и движение «гора молитвы» (оно возникло в 1970-е гг.) и не имеет четкой деноминационной принадлежности, руководители преследуют цель духовного обновления протестантов в целом. Представители парадигмы моста связывают западную и китайскую традицию.
Третье направление – туземная церковь. В таком духе преобразовалась, например, «истинная церковь Иисуса». В качестве примера можно привести их понимание некоторых таинств и священнодействий. Крещение рассматривается как прощение грехов и усыновление Богом; умовение ног как акт взаимной любви и примирения, евхаристия понимается таким образом, что, по слову Иисуса Христа, хлеб является Его Телом, а вино – Кровью вне связи с литургией; существует крещение Святым Духом, которое доступно теперь только членам «истинной церкви», причем придается исключительное значение глоссолалии; соблюдается суббота в духе ветхозаветной заповеди. Сектанты напрямую связывают явления природы, этические нормы и правила поведения со словами Священного Писания. М. Рубинштейн считает, что в этом обнаруживается отражение китайского традиционного отношения к классическим канонам, к цитированию текстов.
Leave a Reply