В китайском обществе со всей серьезностью обсуждаются такие проблемы: может ли быть почитаем «Конфуций вместе со Христом» или «Конфуций независим от Христа». Непонятно, как соотнести христианство с местным ритуалом поклонения предкам. Не утихают дискуссии о понимании греха, о сущности человека, о троичности Божества. Говоря о положении христианства на Тайване, необходимо отметить период, последовавший сразу за Второй мировой войной.
К моменту прихода партии Гоминьдан на Тайвань после разгрома Японии в 1945 г. там было три больших протестантских церкви – пресвитерианская (Тайвань цзидуцзяо чжанлао цзяо- хуэй «истинная церковь Иисуса» [евангелисты- пятидесятники] (Чжэнь есу цзяохуъй и «тайваньская
святая церковь» [евангелисты] (Тайвань шэнцзяохуэй
49 |
Пресвитериане традиционно были связаны с местным населением: тайваньцами, хакка и аборигенами-гаошаньцзу, переводили Священное Писание на их языки и соответственно организовывали свое богослужение. Жестоко подавленное армией и властями восстание 28 февраля 1947 г. определило на многие годы отношения между Гоминьданом и местным населением Тайваня, придав им характер жесткого антагонизма. Пресвитерианская церковь постоянно выполняла роль защитника интересов местного населения, а в 1970-е годы примкнула к движению «беспартийных» оппозиционеров, на основе которого образовалась Демократическая прогрессивная партия. Ее радикальное крыло выступало за независимость острова и образование Тайваньской Республики. Именно на волне таких требований эта партия и пришла к власти, сменив Гоминьдан.
«Тайваньская святая церковь» первоначально получила распространение в Японии, а лишь потом попала на Тайвань. Она ассоциировалась с бывшими колонизаторами и оказалась в сложном положении, требовавшем реорганизации. Опасаясь обвинений в коллаборационизме, она в послевоенные годы воздерживалась от политики и в определенной мере сохранила свои позиции.
Leave a Reply