Глава III Христианство на Тайване
Остров Тайвань, уже более полувека отделенный от материкового Китая, давно приобрел неповторимые отличительные черты и в политико-экономической, и в культурной, и в религиозной жизни. Многочисленные христианские деноминации, существующие там, развиваются вполне свободно, и их опыт важен для понимания того, какими путями распространяется христианство в китайском обществе.
Обычно выделяют два направления развития христианства на Тайване:
- Indigenization, или бэньвэйхуа – бэньсэхуа
– «превращение в местную религию», процесс, в ходе которого христианство стремится поместить свое учение в контекст китайской культуры, трансформируясь в соответствии с тем, как китайцы воспринимают евангельскую проповедь.
- Contextualization, или гуаньляньхуа, цтцзинхуа, когда христианство находит свой собственный путь в контексте китайской традиции, не будучи поглощаемо ею.
В китайском обществе со всей серьезностью обсуждаются такие проблемы: может ли быть почитаем «Конфуций вместе со Христом» или «Конфуций независим от Христа». Непонятно, как соотнести христианство с местным ритуалом поклонения предкам. Не утихают дискуссии о понимании греха, о сущности человека, о троичности Божества. Говоря о положении христианства на Тайване, необходимо отметить период, последовавший сразу за Второй мировой войной.
К моменту прихода партии Гоминьдан на Тайвань после разгрома Японии в 1945 г. там было три больших протестантских церкви — пресвитерианская (Тайвань цзидуцзяо чжанлао цзяо- хуэй «истинная церковь Иисуса» [евангелисты- пятидесятники] (Чжэнь есу цзяохуэй) и «тайваньская святая церковь» [евангелисты] {Тайвань шэнцзяохуэй)-
Leave a Reply