Профессор Гейдельбергского университета Баренд тер Хаар, открывший в Интернете специальную страницу для академического обсуждения проблемы «Фалуньгун», рассматривает учение Ли Хунчжи как «сочетание религиозного образа жизни и медитативной практики». Он усматривает в текстах секты «явно буддийское вдохновение» (признаваясь, правда, что «бегло ознакомился с книгой “Чжуань фалунь”»)33.
В книге «Чжуань фалунь» Ли Хунчжи указывает, что источниками его идей являются «закон Будды» и «система Дао», т.е. вроде бы налицо соответствие китайской синкретической традиции. Чтобы не быть пойманным на догматических ошибках или плохом знании канона, он отказывается от квалификации своей системы как религиозной. На передний план выступает идея «самой таинственной, сверхъестественной науки». С одной стороны, это предоставляет автору полную свободу в развитии его «системы». С другой стороны, он вполне обоснованно апеллирует к сознанию современного китайца, сохраняющего хотя бы бессознательные связи с национальной религиозной традицией, убежденного атеистической пропагандой в «превосходстве науки над суевериями», окончательно разочаровавшегося в «идеях Маркса и всех прочих вплоть до Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и Цзян Цзэминя» и пребывающего в поисках новой идеологии.
Понятно, почему до сих пор не представлен подробный анализ идей Ли Хунчжи. Чтение записей его лекций, являющих собой маловразумительный эклектический декокт из сведений, почерпнутых в разных религиозных системах, а также из научно-популярной и псевдонаучной литературы, – занятие неблагодарное. И тем не менее, приступим.
Космология. Космическое пространство «было добрым» и дало начало первой жизни. Причина этого не только в том, что космос выступает в роли безличной творящей или саморазвора- чивающейся инстанции, но и содержит вещества, способные породить жизнь (поклон в сторону материализма, таких будет немало, ведь для Ли Хунчжи важно убедить своих последователей в «научности» свого учения). Основными свойствами пантеистически обожествляемого космоса, всей материи, живой и неживой, являются три: «истина, доброта и терпение» (ЛИ© – чжэнъ, шанъ, жэнь). Поэтому всякий, стремящийся постигнуть истину, должен развивать в себе то же.
Leave a Reply