Очевидно, что причины распространения «Фалуньгун» в КНР коренятся в современном состоянии китайского общества, точнее, появление секты вполне соответствовало, как любят говорить в Китае, духу времени чаолю. Осуществлявшиеся китайской компартией реформы на протяжении многих лет преследовали цель обеспечить поступательное экономическое развитие и модернизацию и в то же время сохранить монополию КПК на политическую власть, в частности при посредстве жесткого идеологического контроля. Однако результаты не вполне соответствуют ожиданиям. Диспропорциональное развитие различных регионов страны, коррупция, рост безработицы в городах и скрытой безработицы в сельской местности и многие другие факторы вызвали к жизни настроения недовольства, широко распространенные и укорененные в самых разных социальных слоях. Частичная девальвация ценностей официальной идеологии и кровавое подавление всех попыток добиться минимальных политических свобод привели многих к разочарованию в общественной жизни.
Поиски разрешения жизненных конфликтов стали постепенно смещаться в сферу мистических исканий, но не в рамках официально признанных религий. Существующие в КНР религиозные организации (вне зависимости от вероисповедания) строго контролируются властями, не имеют разветвленных общенациональных структур и не пользуются доверием большинства населения. И тут появляется «учение», внешне основанное на официально признанной оздоровительной практике цигун. Значит, оно может распространяться в различных кругах общества. Вовлечение новых последователей может происходить постепенно. Поначалу желающие «просто оздоровиться» с течением времени осваивают и религиозное учение, начинают систематически «изучать» тексты «Фалуньгун», поклоняться «Учителю» и пр. Постепенно в обществе распространяется информация о «чудесных исцелениях», и волна новых членов начинает активно прибывать в ряды секты. Так оживает многовековая традиция тайных обществ и сект, время от времени возникавших в Китае и представлявших серьезную угрозу власти.
Leave a Reply