Всего сказанного мало. Модалистское учение Ли сообщает нам, что по воскресении Христос стал животворящим Духом («Святой Дух есть Его воплощение, другая Его форма»)272, который и оживил человеческий дух, застывший было в бездействии под влиянием первородного греха (об этом рассказано так: «Наш
дух и Сам Господь в Личности Духа объединились в один дух») . Во-первых, отрицается воскресение Господа во плоти: «Христос в воскресении изменил Свой вид, превратившись из плоти в Духа»274. Во-вторых, ипостаси Святой Троицы подменяются модусами. Окончательный вывод таков: «Отец, Сын и Дух – не три Бога, но три стадии (выделено нами. -Авт.) одного Бога» .
Однако и этого недостаточно. В другом месте – еще одна ересь. Ли Чаншоу называл Иисуса Христа «божественной и мистической личностью, живущей в божественной и мистической сфере, делающей все божественно и мистически». У этой гностической личности «были человеческая жизнь и природа, но Он жил божественной жизнью и природой, отвергая Свою человеческую жизнь и природу»276. Выходит, что человеческая природа была для Христа каким-то отвратительным бременем, от которого Он стремился всеми силами освободиться. Для чего же тогда вочеловечился Сын Божий? Уитнесс Ли решал данный вопрос спиритуалистически: Бог хотел забрать Свое – человеческую душу, а всему прочему нет надежды на спасение.
Из писаний Ли Чаншоу выясняется также нечто совершенно противоположное сказанному ранее. Наблюдаем унижение второй ипостаси Божества. Оказывается, что Иисус Христос во время своего земного служения перестал быть Господом из-за того, что облекся в человека, и только по Вознесении восстанавливает свой статус «Божьего Христа» и «Управляющего божественного правительства над вселенной» . Далее проскальзывает вообще политеистическая тема: Христос «ходатайствует за нас перед всей небесной администрацией» (хочется добавить: перед всеми чиновниками в правительстве даосского Яшмового императора). Такие невообразимые преобразования были бы невозможны, если бы Ли верил в «Сына Божия… рожденна, не- сотворенна, единосущна Отцу…». Однако у нового «апостола» другое мнение: «Христос сотворен. Он – Первородный в творении. Первый из всех творений». «Это абсолютно не значит, что Он – до всего творения и, следовательно, не входит во все творение». Проблема в том, что Уитнесс Ли искусился тварностью человека и оттого утверждает, что Христос – сотворен. Осуждая на словах Ария, Ли сам впадал в то же заблуждение,
ссылаясь на Апокалипсис (3:14) и не понимая, что «начало создания Божия», или «начало творения Божия», относится не к тварности Христа, а к словам: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).
Leave a Reply