Помощь сайту:

История Христианства в Китае (Петр Иванов) ч.1

Предисловие

Вспоминаю, как будучи еще школьником, готовясь к посту­плению в университет, ходил по букинистическим магазинам в поисках старинных, да и вообще любых, книг о Китае (ведь в то время, а это было начало 1970-х годов, каждая книга, а уж тем более на китайском языке, рассматривалась как сокровище: от­ношения между СССР и Китаем были заморожены). Однажды знакомая продавщица сказала, что у нее есть «китайская Биб­лия». Подразумевалось, что книгу можно приобрести. Я, конечно, просил продать Библию мне, хотя, признаюсь честно, совершенно не понимал, о чем идет речь. По всей видимости и продавщица, не знавшая китайского языка, скорее имела в виду некую китайскую религиозную книгу, нежели действительно китайский перевод Священного Писания. Как бы то ни было, обстоятельства сложи­лись так, что книга не только мне не досталась, но даже и увидеть- то ее мне не довелось. Остались лишь воспоминание о неслучившемся и желание иметь китайскую Библию.

Наступило время учебы в Институте стран Азии и Африки, где я начал изучать новейшую историю Китая. И тогда вновь зазвучала тема христианства в Китае. Но на этот раз уже не как туманная загадка, а как закодированный голос отечественной сино­логии: миссионеры – шпионы империализма и пособники агрессии Запада в Китае, христианство – орудие порабощения китайского народа и пр. Большинство авторов, которых мы читали, видимо, либо не имели четкого представления о христианском вероучении, либо не решались его показывать. В своих работах они обходили этот вопрос молчанием или ограничивались лозунгами, заимство­ванными не то у ихэтуаней, не то из самых примитивных образчи­ков китайской коммунистической пропаганды. Анализа не было. К примеру, отечественные специалисты по Сунь Ятсену опубликова­ли множество увесистых томов, но нигде не нашлось места для рас­смотрения идей этого деятеля с точки зрения его религиозных убе­ждений (хотя им все-таки приходилось упоминать о связях с мис­сионерами). Осталось ощущение неясности и недосказанности.

Идет время, и наступает пора писать дипломную работу, по­священную современной политической ситуации на Тайване. Материалов нет, лишь в некоторых спецхранах (есть ли необхо­димость давать пояснение, что это были за учреждения) можно получить самые общие сведения о том, что происходит в Китай­ской Республике на Тайване. Каково же было мое удивление, когда узнал, что генералиссимус Чан Кайши и его сын Цзян Цзинго были христианами (членами англо-американской секты методистов), а оппозиционное Гоминьдану «беспартийное» дви­жение коренных жителей острова, еще только зарождавшееся в первой половине 1970-х годов, опиралось на поддержку тай­ваньской пресвитерианской церкви. Тогда возник вопрос: как же в условиях китайского общества до сих пор продолжает жить христианство – этот якобы «чуждый и враждебный элемент», который, напротив, оказался близким и нужным как правящей элите, так и ее противникам?

Часть 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>