Первое каменное строительство в Китай-городе было начато в 1535 году, тогда и состоялась торжественная закладка той самой стены, которую мы видим при выходе со станции метро «Театральная». Укрепления длиной более 2,5 километров включали двенадцать башен. Большую часть уничтожили в годы первых пятилеток: по мнению советских архитекторов, стена «затрудняла движение транспорта».
– Территория волшебная, — считает Александр Можаев. — В Китай-городе до сих пор делают удивительные археологические открытия. Но систематически никто ничего не исследует.
Здесь, поплутав по многочисленным переулкам, можно увидеть пять веков московской истории — три монастыря, храм Василия Блаженного, Гостиный двор, Казанский собор, церковь Троицы в Никитниках, ГУМ…. А вот лавочку — посидеть — можно и не отыскать.
Какие госслужбы покинут Китай-город в рамках расширения Москвы? Федеральная служба по труду и занятости (некогда это был банк «Товарищества мануфактур», визитная карточка представителей московских предпринимателей начала XX века). Федеральная Служба Охраны — построенное в 1930-х годах угрюмое здание привлекает в первую очередь внимание огромным белым шаром на крыше. Цель его, впрочем, ординарна: в шаре располагаются антенны правительственной связи.
Никольская улица, один из департаментов Министерства финансов. Здание в прошлом славилось кабаком «Истерия» и анфиладой огромных сводчатых подвалов.
Что ж, можно для туриста и Хитровку возродить: с кабаками и притонами. И карманников пустить: не зевай, провинция!
Leave a Reply