Помощь сайту:

День памяти блгв. царевича Димитрия Угличского и Московского

Новый вариант прямоличного изображения Димитрия Иоанновича имеется на крышке его раки, выполненной в 1628—1630 гг. мастером Серебряной палаты Гаврилой Овдокимовым (ГММК, на полях крышки — изображения патрональных святых царской семьи). В отличие от упомянутых произведений здесь св. царевич представлен с руками, скреенными на груди, открытый «городчатый» венец ранних икон заменен закрытой «императорской» короной с высокой тульей (по наблюдению И. Л. Бусевой-Давыдовой, рисунок короны аналогичен рисунку короны на свадебной медали Лжедмитрия I, где, вероятно, представлен венец, заказанный царем Борисом Годуновым, также известный как «венец Ивана Грозного»). К тому же типу принадлежит покров 50−60-х гг. XVII в. (ГММК), повторявший образ на крышке раки. С 30-х гг. XVII в. закрытая корона встречается во мн. изображениях святого, напр. на серебряной дробнице, украшавшей надгробный покров блгв. вел. кнг. Евдокии (Евфросинии) Московской 1637 г. из собора Вознесенского монастыря Московского Кремля (Гурьянов В. П. Сказание о блж. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1907. Табл. 5), однако продолжает использоваться и более ранний вариант с «городчатым» венцом (в провинциальных произведениях и памятниках, связанных с родом Строгановых).

Очевидно, к сер. XVII в. в Москве сформировалось неск. иконографических типов с изображением Димитрия Иоанновича вместе с др. святым — мч. Уаром (св. царевич род. в день его памяти; день рождения Димитрия Иоанновича 19 окт. некоторое время отмечался как особый праздник наряду с днями убиения и перенесения св. мощей) или вмч. Димитрием Солунским. К 1-му варианту принадлежат упомянутая в описи Архангельского собора 1730 г. пелена с фигурами Димитрия Иоанновича и мч. Уара в молении Спасителю и икона, стоявшая над гробницей св. царевича (Маясова. 2002. С. 343, 362. Примеч. 48); ко 2-му — иконы 1-й пол. XVII в. (ЦАК МДА, ГТГ — из собр. П. Д. Корина), а также изображение на окладе Евангелия 1672−1673 гг., вложенного в Архангельский собор серб. еп. Иоакимом (ГММК). Оба типа относятся к распространенной в XVI—XVII вв. традиции изображения рус. святого с его небесным покровителем, которая восходила к иконографии надгробных портретов и часто соответствовала первоначальному этапу почитания «нового чудотворца».

В 40-х гг. XVII в. создан ряд произведений, где Димитрий Иоаннович представлен вместе с блгв. вел. кн. Георгием (Юрием) Всеволодовичем Владимирским (обретение мощей в 1645), в частности Владимирская икона Божией Матери с киотной рамой (ГВСМЗ), очевидно происходившая из Успенского собора во Владимире и являвшаяся вкладом патриарха Иосифа. На серебряном окладе иконы по сторонам — чеканные фигуры молящихся Димитрия Иоанновича (на более почетном месте — одесную Богородицы) и блгв. вел. кн. Георгия; те же святые изображены рядом на верхнем поле киотной рамы (на нижнем поле — мч. Уар). Подобное сопоставление образа новопрославленного блгв. вел. кн. Георгия с образом канонизированного ранее Димитрия Иоанновича может объясняться пожеланием патриарха, который, как известно из описания погребений в Успенском соборе Владимира XVII в., повелел поставить раку блгв. кн. Георгия по образцу раки в Архангельском соборе. Образы этих святых из рода Рюриковичей рассматривались с т. зр. актуальной для позднего средневековья темы царской и княжеской святости. Кроме того, изображение Д. И., претерпевшего смерть от рук убийц, подчеркивало почитание блгв. вел. кн. Георгия как мученика. По заказу патриарха Иосифа в 1644 г. были созданы росписи ц. Положения ризы Пресв. Богородицы в Московском Кремле, где изображения блгв. вел. кн. Георгия и Димитрия Иоанновича также расположены рядом на юго-зап. столпе.

С 40-х гг. XVII в. Димитрий Иоаннович часто изображается вместе с др. рус. святыми, прежде всего со св. князьями, — в росписях столбов храмов (напр., роспись 1640 г. ц. свт. Николая Чудотворца (Надеина) в Ярославле, где на столбах изображены в основном св. князья и цари; стенопись 1684 г. Успенского собора ТСЛ, где представлены мученики, князья и преподобные; роспись ц. Спаса Нерукотворного в с. Заболотье Тутаевского р-на Ярославской обл. 1690 г., где Д. И.- один из последних представителей династии Рюриковичей — изображен вместе с ее родоначальником равноап. кн. Владимиром). Вместе с рус. князьями (рядом с блгв. вел. кн. Георгием) Димитрий Иоаннович показан на нижнем поле житийной иконы блгв. князей Василия и Константина Ярославских 2-й пол. XVII в. из Успенского собора в Ярославле (ЯИАМЗ). На иконе «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» («Древо государства Московского») 1668 г. письма Симона Ушакова из ц. Св. Троицы в Никитниках (ГТГ) св. царевич со свитком в руке изображен среди прославляющих Богородицу Московских чудотворцев, недалеко от старшего брата, царя Феодора Иоанновича. Пример развития этой темы — прорись иконы Московских чудотворцев 2-й пол. XVII в., где Димитрий Иоаннович как невинно убиенный отрок композиционно выделен по сравнению с остальными святыми — в центре у подножия престола, с воздетой для крестного знамения рукой, что отражает особое почитание св. царевича как молитвенника за столицу и государство (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 341).

Часть 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>