Помощь сайту:

День памяти блгв. царевича Димитрия Угличского и Московского

В Новое время иконография святого немного изменилась под воздействием искусства барокко, напр. на указанных иконах из собрания ГМИР, в росписи зап. стены ц. Димитрия Иоанновича «на крови» в Угличе, в изображении нач. XIX в. на внутренней стороне крышки раки святого в Архангельском соборе Кремля (ГММК). Димитрий Иоаннович часто представлен в княжеской короне западноевроп. типа, в подбитой горностаевым мехом шубе, с ножом и пальмовой ветвью, иногда ветвь обвита лентой с надписью: «Праведник яко финикс процветет и яко кедр в Ливане умножится» (икона кон. XVIII в. из местного ряда иконостаса Преображенского собора в Угличе). Получили распространение иконы, в которых подчеркивалась юность св. царевича за счет уменьшения размеров его фигуры по отношению к др. персонажам, — икона «Святые Василий Блаженный и царевич Димитрий» кон. XVIII в. (ГИМ) с Московским Кремлем на фоне, образ «Избранные святые в молении Иверской иконе Божией Матери» нач. XIX в. (частное собрание), где св. царевич также показан вместе со св. Василием Блаженным (кроме них изображены прп. Петр Афонский, прав. Анна и мц. Татиана). Объединение образов, почитаемых в Москве, св. Василия Блаженного и Димитрия Иоанновича может объясняться также преданием о том, что св. Василий предсказал царице Анастасии рождение и мученическую смерть сына.

Изображения Димитрия Иоанновича как местночтимого или патронального святого встречаются в традиц. искусстве XIX — нач. XX в., напр. на литых 4-створчатых складнях с сюжетами праздников; на мстёрской иконе «Ангел-хранитель, св. царевич Димитрий и равноап. кнг. Ольга» 1900 г. работы А. И. Суслова (частное собрание); на поле иконы «Прп. Сергий Радонежский» 1889 г. работы палехского мастера Д. М. Корина и на единоличной иконе святого кон. XIX в. (обе в собр. дома-музея Кориных в Палехе); на образе «Прп. Сергий Радонежский, прав. Елисавета и св. царевич Димитрий» нач. XX в. мастерской Н. Я. Епанечникова (ГММК) с изображением коленопреклоненных небесных покровителей вел. кн. Сергея Александровича, прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и, по-видимому, их воспитанника вел. кн. Димитрия Павловича, в нижней части — панорама Московского Кремля. Димитрий Иоаннович также был патрональным святым кн. Д. М. Голицына — одного из устроителей московской Голицынской больницы, где в 1801 г. освятили домовую ц. во имя Д. И., для которой, очевидно, тогда же была выполнена храмовая икона. К небольшим паломническим иконам относится образ Димитрия Иоанновича нач. XX в. (частное собрание).

Вместе с др. рус. и Московскими святыми (между блгв. вел. кнг. Евдокией Московской и прп. Сергием Радонежским) Димитрий Иоаннович изображен на иконе Божией Матери «Знамение» 10-х гг. XX в. из Александровского дворца в Царском Селе (ГЭ); на образе «Собор Московских святых» 2-й пол. XIX в. на вост. грани юго-вост. столпа Успенского собора ТСЛ (в 1-м ряду крайний справа, со сложенными на груди крестообразно ладонями); на 2 близких по иконографии пядницах Московских чудотворцев нач. XX в. (ЦМиАР) — в центре композиции, перед фигурой блгв. кн. Даниила Московского; на иконе кон. XIX — нач. XX в. из придела св. Василия Блаженного собора Покрова Богородицы на Рву (ГИМ) — царевич представлен в необычной для его иконографии княжеской шапке. Вместе с Ярославскими чудотворцами (слева — блгв. князья Феодор, Давид и Константин, справа — блгв. князья Василий и Константин, вверху — Толгская икона Божией Матери) Димитрий Иоаннович изображен в центре композиции с крестом в деснице и ножом в левой руке на эмалевой иконе кон. XIX в. (ГМЗРК).

Часть 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>