Помощь сайту:

С.-Петербург, Бассейн детской поликлиники № 76

День памяти блгв. царевича Димитрия Угличского и Московского

Иногда композиции дополняются сюжетом перенесения мощей Димитрия Иоанновича в Москву и изображением Московского Кремля — напр., восходящая к гравюре М. Н. Нехорошевского 1735 г. (РНБ) икона 1745 г. (ГМИР) с образом Преображения Господня в верхней части и текстами тропаря и кондака святого (по наблюдению О. Ю. Тарасова, композиция испытала воздействие зап. эпитафийных изображений, см.: Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 347, 349. Ил. 147. Цв. табл. [6]); роспись зап. стены ц. во имя Димитрия Иоанновича «на крови» в Угличе 1768 г. (св. царевич представлен в верхней части композиции). С 30-х гг. XVIII в. образ Димитрия Иоанновича стал гербом Углича; сохранился герб с фигурой Димитрия Иоанновича Угличской пров. XVIII в. (УИХМ), некогда висевший на городских воротах.

В XVIII—XIX вв. на основе подобных произведений сложился тип житийных икон Димитрия Иоанновича с традиц. расположением клейм вокруг средника, где помещается образ молящегося святого с сюжетами убиения. Этот вариант, по-видимому известный не только в Угличе, представлен иконами 1-й трети XVIII в. (УИХМ) и кон. XVIII — нач. XIX в. (ГМИР, в среднике — угличский храм Димитрия Иоанновича «на крови»). Оба житийных цикла — соответственно 20 и 21 клеймо, причем обычно они состоят из неск. сцен — близки по составу. Они включают изображения: рождества и крещения святого, воцарения Феодора Иоанновича, ссылки Димитрия Иоанновича и Марии Нагой в Углич, заговора Бориса Годунова, путешествия царя Феодора в Троице-Сергиев монастырь, погребения св. царевича в угличском соборе, пострижения Марии Нагой и наказания угличан за убийство Битяговских, явления Димитрия Иоанновича мон. Тихону, сражения войск Бориса Годунова с самозванцем, воцарения Лжедмитрия I и поставления Филарета (Романова) в митрополита, восшествия на престол Василия Шуйского, перенесения мощей св. царевича в Москву и исцелений у его гроба (сцены убиения размещены в среднике). По-видимому, лит. основой для этих циклов послужили тексты Жития св. царевича из Четьих-Миней И. Милютина и свт. Димитрия Ростовского.

Очевидно, к этим житийным иконам был близок образ из местного ряда иконостаса ц. Входа Господня в Иерусалим в вотчине стольника С. П. Нелединского-Мелецкого с. Ильинском Юрьев-Польского у., о чем известно из договора 1717 г. между владельцем села и иконописцем Оружейной палаты Т. К. Некрасовым. Мастер должен был написать икону «полной царевича Димитрия Углецкого в житии», парой к иконе служил житийный образ блгв. вел. кн. Александра Невского (Кочетков. Словарь иконописцев. С. 438). Икона Димитрия Иоанновича «с деяньем» работы угличского иконописца А. Прянишникова в XIX в. находилась в С.-Петербурге в Троицком соборе или в ц. Воздвижения Креста на М. Посадской ул. на Петербургской стороне, кисти того же мастера принадлежала икона 1740 г. в ц. Спаса Нерукотворного с. Глобицы Петергофского у. (Там же. С. 520). Житийные циклы Димитрия Иоанновича известны также в лицевых рукописях кон. XVIII—XIX вв. (РНБ. ОЛДП. Q 543; Собр. П. Н. Тиханова. N 222).

Часть 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>