Помощь сайту:

День памяти блгв. царевича Димитрия Угличского и Московского

Впосл. этот тип усложнился введением деталей, акцентирующих почитание Димитрия Иоанновича и блгв. кн. Романа как местных удельных князей и Угличских чудотворцев. На иконе кон. XVII — нач. XVIII в. (УИХМ) и на образе 2-й пол. XVII в. (ГМЗК), который при поновлении XIX в. превратился в изображение св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. Табл. 72), Димитрий Иоаннович и блгв. кн. Роман в качестве покровителей Углича представлены с городом в руках. Под влиянием строгановских пелен в композицию включено изображение убиения св. царевича как напоминание, что он претерпел мученическую кончину именно в этом городе и является его заступником. Во 2-й пол. XVII в. иконы Димитрия Иоанновича (вероятно, в паре с образами блгв. кн. Романа) встречаются в составе деисусных чинов угличских храмов (ГТГ, УИХМ). Его изображения входят в состав сложных сюжетных композиций — напр., на образе Покрова Богородицы кон. XVII в. (УИХМ) Димитрий Иоаннович и блгв. кн. Роман представлены в молении Божией Матери, за св. князьями Борисом и Глебом.

Тогда же в Угличе сформировалась традиция включения изображения Димитрия Иоанновича в композиции с фигурами др. местных или почитаемых в городе святых. На поновленном в XIX в. образе XVII в. (?) из ц. Корсунской иконы Божией Матери (УИХМ) Димитрий Иоаннович и блгв. кн. Роман с городом в руках представлены рядом со свт. Тихоном, еп. Амафунтским, и прп. Макарием Египетским; на иконе нач. XVIII в. из того же собрания — с местными преподобными Паисием Угличским, Варлаамом Улейминским, Кассианом Учемским и Игнатием Прилуцким. В этих произведениях фигуры св. царевича и блгв. кн. Романа занимают центральное место, что можно объяснить их почитанием как государей-заступников и хранением их реликвий в центральных храмах города, а не в окрестных монастырях. Угличская икона 2-й пол. XVII в. (частное собрание) включает 6 регистров с поясными фигурами святых разных ликов, в т. ч. изображение Димитрия Иоанновича вместе со св. князьями Борисом, Глебом, Романом, преподобными Паисием и Кассианом Угличскими.

Иконы Собора местных святых продолжали создаваться в Угличе (в т. ч. для старообрядцев) и в кон. XVIII—XIX вв., о чем свидетельствуют 2 произведения из частных собраний. Первое, с изображением Д. И., блгв. кн. Романа, преподобных Паисия и Кассиана, имеет традиц. симметричную композицию, на др. иконе представлен также прп. Игнатий Прилуцкий, Димитрий Иоаннович и блгв. кн. Роман изображены в правой части, причем св. царевич показан в образе отрока небольшого роста, с крестом и ножом — орудием его мученической смерти.

Часть 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>