Помощь сайту:

«Через смирение человек приходит к истокам»

Протоиерей Арсений – о православных традициях

В самом центре Москвы, на Старой площади, среди железобетонных «зарослей» спрятался красивый храм Святой Троицы в Никитниках – в нем уже давно идут реставрационные работы.

В канун Великого Поста наш корреспондент встретился с его настоятелем – протоиереем Арсением.

О прошлом

– Отец Арсений, что известно об истории возникновения храма?

– Когда была построена деревянная церковь, точно неизвестно, первые письменные сведения о ней относятся к 1625 году. Но можно полагать, что она существовала в XVI веке, во всяком случае, 1579 годом помечена икона святого мученика Никиты с житием, находящаяся у южной стены ее Никитского придела.

Во время пожара 1626 года церковь, находившаяся поблизости опустошенного пламенем Варварского крестца, сгорела, но из нее была, вероятно, вынесена и поэтому уцелела храмовая икона святого великомученика Никиты. А в 1628 году ее прихожанин, ярославский купец Георгий Леонтьев Никитников, на этом месте на свои средства возвел нынешний каменный храм.

После революции 1917 года храм сильно пострадал и был закрыт. Позже, в конце 20-х годов, в нем провели реставрационные работы, и в 1934 году здание было передано Государственному историческому музею, сотрудники которого начали вести работы по раскрытию старинных росписей. В 1991 году власти Москвы приняли решение о возвращении церкви верующим и возобновлении богослужений. Словом, этому зданию пришлось пережить очень многое. Храм, можно сказать, восстал из пепла и, несмотря на жестокие политические катаклизмы, остался символом православного христианства.

О праздниках

– Только что закончилась Масленица. Как так получается, что этот, да и другие православные праздники имеют у нас оттенок язычества?

– Не стану никого осуждать, а просто объясню, чем же на самом деле является для православных Масленица. В течение семи дней верующие ходят в гости друг к другу, угощают и угощаются и, самое главное, просят прощения за все вольные и невольные обиды и прегрешения. Причем совсем не обязательно просить прощения именно в Прощеное воскресенье, можно это делать всю неделю Масленицы. У нас же этот праздник больше ассоциируется со сжиганием чучела, карнавальными гуляньями. Кстати, слово «карнавал» в переводе с греческого означает «прощание с мясом». Поэтому хочу обратить внимание, что уже с начала Масленицы верующий человек не должен есть мяса, готовясь к Великому Посту. Даже есть традиция перед его началом прокаливать на огне сковородки, чтобы на них не оставалось ни капли животного жира. А по поводу язычества… Еще в XIХ веке светило православной церкви митрополит Филарет Дроздов сокрушался по поводу формы празднования Масленицы и писал: «… печалюсь и скорблю, потому что ничего там христианского нет».

О смирении

– Что значит для верующего пост? Некоторые полагают, что это пора здорового аскетизма для желудка?

– Это ошибочное мнение. Великий Пост церковь называет Весной духовной, радостным временем. Верующие ждут его. И уж никак не потому, что таким образом можно сбросить вес, а потому, что человек через смирение и ограничения – в еде, в утехах, в помыслах – в это время старается прийти к истокам, к Богу. И этому, как ничто другое, способствует время поста.

Суета огромного города вовлекает всех в безумный водоворот, но никогда не поздно остановиться хоть ненадолго и вспомнить о самом главном – о душе.

В Москве много церквей и храмов, и горожане найдут время, чтобы прийти на службу во время Великого поста, привести своих детей и обратить свое сердце к Богу – наш мир станет чуточку добрее и справедливее.

О гордыне человеческой

– В последнее время появилась тенденция – состоятельные люди жертвуют немалые средства на храмы. Часто можно встретить памятные доски на видных местах с именами благодетелей. Как Вы к этому относитесь?

– Я убежден, что церковь должна быть благодарна людям, которые ей помогли – деньгами или, например, в преодолении каких-нибудь административных барьеров. Как правило, таких благодетелей церковь отмечает памятными грамотами, другими церковными наградами. Это обязательно фиксируется в летописной книге, которая есть у каждого храма. А доски, как мне кажется, это все же свидетельство гордыни человеческой. В то же время совершенно уместна надпись, которая идет под изображениями вдоль стен нашей церкви, которая гласит: «Лета 7161 при державе благоверного и христолюбивого Государя, Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Pycи, в осьмое лето благочестивыя державы Царства его, совершена и подписана бысть церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы иждивением гостя Георгия Леонтьева сына Никитникова и сына его Андрея и внука его Бориса».

О чудесах

– Отец Арсений, а как Вы думаете, являет ли Господь сегодняшнему поколению свои Чудеса?

– У художника Василия Верещагина есть картина, на которой изображен Христос, который стучится в дверь, а в доме обычная мирская суета, шум и гам… И на этой картине видна удивительная тонкость – у двери-то ручка только с внутренней стороны. То есть подразумевается, что Господь приходит лишь к тем, у кого душа открыта навстречу Ему. И это великая истина. Случаями и событиями, которые мы воспринимаем как чудо, Он напоминает о себе людям. И таких напоминаний множество. После таинства соборования больные исцеляются, после исповеди восстанавливается душевное равновесие, после причастия находится выход из сложной житейской ситуации. Когда мироточат иконы – это тоже свидетельство того, что Господь помнит о нас, грешных.

__________________________________________________________________________

«Краткое описание церкви, икон кисти Симона Ушакова и прочих ее «достопамятностей» (по материалам книги Д.К. Тренева «Памятники Древне-русского Искусства Церкви Грузинской Богоматери в Москве», изданной в 1903 г. при Церковно-Археологическом Отделе Общества любителей духовного просвещения).

В Москве, в Китай-городе, в Грузинском переулке, который спускается по склону возвышенности от Ипатьевского переулка к Китайской стене, находится древняя каменная церковь во имя Грузинской Божьей Матери. В прежнее время по своему престолу она называлась «во имя св. Живоначальной Троицы, что в Никитниках», а еще ранее «Никитскою», или «св. мученика Никиты на Глинищах», и первоначально была деревянной. Свое название «на Глинищах» получила она от холма, на котором находилась, прозывавшегося по составу почвы с залежами красной глины «Глинищами».

Из церковного календаря:

* 27 февраля, 6 и 13 марта – Дни Особого Поминовения усопших

* 16 марта – Торжество Православия

* 28 марта – Вербное Воскресенье

* 4 апреля – Светлая Пасха

Викентий Лим

Фото Владимира Чижикова

Источник

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>